Основы арифметики дети изучают еще в начальной школе. Но чем старше ученики становятся, тем реже они прибегают к устному счету – на замену ему приходят вычисления в черновике или на калькуляторе. Однако потребность в устных подсчетах никуда не девается, ведь с ними мы сталкиваемся ежедневно. В этой статье мы расскажем, как научиться быстро считать в уме с помощью различных приемов и методик.
Как быстро считать в уме?
Умение производить вычисления устно – это важнейший навык, который дети формируют в первые годы обучения в школе. Однако в средних или старших классах ребята все реже доверяют вычислениям в уме ввиду их сложности и трудоемкости – им намного проще посчитать что-то в телефоне или на бумаге. Из-за этого развитые ранее арифметические навыки постепенно ослабевают, что сказывается на скорости и качестве устных подсчетов в целом.
Умные гаджеты или лист бумаги с ручкой не всегда будут под рукой. Поэтому так важно освоить техники, позволяющие быстро считать в уме, или математические приемы, существенно упрощающие вычисления. Рассмотрим их более подробно.
Устный счет – маленькие хитрости
Чтобы освоить тот или иной метод счета в уме, потребуется время. Поэтому наряду с методиками быстрого устного счета, многие применяют математические приемы, позволяющие производить некоторые операции с большими числами без помощи калькулятора:
- сложение. Чтобы произвести эту операцию, нужно разложить слагаемые на разряды. Рассмотрим на примере выражения 352+479. Преобразовываем его в (300+50+2)+(400+70+9). Далее суммируем получившиеся разряды: (300+400)+(50+70)+(2+9) = 700+120+11 = 831.
- вычитание. Это действие выполняется по схожему принципу. Выражение 482-219 преобразовываем: (400+80+2)-(200+10+9), а затем вычитаем из разрядов уменьшаемого соответствующие им разряды вычитаемого: (400-200)+(80-10)+(2-9). Получаем: 200+70+(-7) = 263.
- умножение. Чтобы произвести умножение одного многозначного числа на другое, нужно разбить их на разряды. Например: 155*38 = (100+50+5)*(30+8). Теперь последовательно умножаем сотни, десятки и единицы первого множителя на десятки второго. Промежуточные результаты суммируем: 100*30=3000; 50*30=1500; 5*30=150. Получается 3000+1500+150 = 4650. Это значение запоминаем. Теперь каждый разряд первого множителя умножаем на единицы второго: 100*8=800; 50*8=400; 5*8=40. Суммируем эти значения: 800+400+40 = 1240. Теперь складываем получившееся число с тем, что мы запомнили ранее: 1240+4650 = 5890.
- нахождение процента. Чтобы найти процент от какого-либо числа, сначала нужно разделить его на 100. Удобнее это сделать, если представить это значение в виде десятичной дроби. Например, нам требуется найти 7% от 340. В 340 мы передвигаем запятую на два знака влево и получаем 3,4 (3,40). Теперь остается только умножить это число на количество процентов: 3,4*7 = 23,8.
Счеты абакус – тренажер по ментальной арифметике
Одной из самых популярных методик, позволяющих научиться быстрому счету, является ментальная арифметика. При этом, обучение устным вычислениям – это лишь одно из преимуществ, которые она дает. Помимо них, эта техника позволяет разносторонне совершенствовать интеллект ребенка, развивает:
- логическое мышление
- навыки запоминания и обработки информации
- концентрацию внимания
- скорость реакции
- воображение и фантазию
- творческие мышление
- креативность.
Все это делает ментальную арифметику универсальным тренажером не только для обучения устному счету, но и для развития интеллектуальных способностей ребенка. Чтобы освоить эту технику, сначала нужно научиться считать на абакусе – специальных счетах. Как же освоить принципы их работы и перейти непосредственно к устным вычислениям?
Как научиться считать на абакусе?
В процессе обучения дети будут оттачивать свои навыки и доводить умение считать на абакусе – счетах для ментальной арифметики – до автоматизма. Сначала им предстоит научиться работать с однозначными, затем с двухзначными, а позже и с многозначными числами. На начальных этапах ученики учатся только складывать и вычитать, и только ближе к концу обучения переходят к более сложным арифметическим операциям – умножению и делению.
Параллельно с освоением принципов вычислений на счетах, дети учатся представлять абакус в своем воображении, привыкают использовать его в качестве воображаемого калькулятора. Когда ученики устно выполняют операции с числами, у них задействуются разные доли коры головного мозга, благодаря чему удается разносторонне развивать интеллект. Но чтобы добиться таких результатов, нужно правильно организовать обучение, сделать его последовательным и интересным для учеников.
Добиться этого помогут курсы ментальной арифметики для детей от 5 до 16 лет от академии AMAkids. Занятия проводятся в игровом формате, благодаря чему удается заинтересовать учащихся, вовлечь их в процесс урока. Использование сертифицированных учебников, развивающих игр и интерактивных обучающих пособий сделают занятия не только увлекательными, но и эффективными. Запишитесь на бесплатный пробный урок и начните обучаться ментальному счету вместе с AMAkids!